В Иркутске состоялся Градостроительный форум

Политика
Первый стратегический форум «Философия развития Иркутска: первая сессия –градостроительная среда» состоялся в мэрии города 3 июня. Этим мероприятием открывается целая серия сессий в рамках общественной дискуссии о путях развития Иркутска. Организаторами форума выступила администрация г. Иркутска, совместно с министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, Российской академией архитектуры и строительных наук, Иркутской региональной организацией Союза архитекторов России.
- Для развития Иркутска необходимы новые идеи, прежде всего, в градостроительной политике,- обозначил основную тему форума мэр города Виктор Кондрашов. – Особенно это важно в связи с 350-летним юбилеем. Вместо деревянных трущоб нужно создавать комфортную благоустроенную среду обитания. Городу нужны новые скверы, зоны отдыха, решение транспортной проблемы и многое другое. Именно поэтому так необходим диалог власти и профессионального сообщества.
Мэр отметил, что и в дальнейшем будет обращаться к общественному мнению при решении городских проблем.
–Этот форум - только старт. В дальнейшем мы вынесем на обсуждение и другие актуальные вопросы, связанные с развитием Иркутска, - сообщил Виктор Кондрашов. Он сообщил, что результатом этой крупномасштабной работы должно стать преобразование Иркутска в один из самых комфортных и благоустроенных городов Зауралья.
-Мы застыли в развитии. Между тем, у нас есть возможность избежать ошибок в градостроительной политике – для этого мы и вступили в диалог с профессиональным сообществом, - сообщил мэр.
Виктор Кондрашов подчеркнул, что жизнь не стоит на месте и требования общества к генплану города в настоящее время меняются, необходима корректировка главного градостроительного документа.
–Генплан – не догма, его можно менять каждый год – процедура достаточно отработана, - пояснил мэр. – Нынче мы уже не успеем это сделать, а вот в 2011 обязательно будут внесены коррективы.
Мэр сообщил, что градостроительная тема будет также обсуждаться на Байкальском экономическом форуме в нынешнем году:
- БЭФ - более значимая площадка для обсуждения, где будут подведены первые итоги работы в этом направлении. И тогда станет понятно, сможем ли мы сдвинуть вопрос с мертвой точки.
Участники форума выступили с докладами и приняли участие в дискуссии. Так, президент Союза архитекторов России Андрей Боков рассказал о том, как изменились требования к градостроительной политике в России за последние годы.
-Ключевыми словами в этом процессе являются «инновации» и «модернизация», альтернатив нет, - подчеркнул Боков в своем выступлении. – Необходимо менять качество среды обитания, создавать комфортные условия проживания – это актуально как для Москвы, так и для Иркутска. Главная задача – установить конструктивный диалог власти и городского сообщества в решении градостроительных вопросов.
Андрей Боков уверен, что необходимо восстанавливать технологии деревянного домостроения, как более комфортного для человека. По его мнению, дерево – это материал будущего: экологичный, воспроизводящийся естественным путем и более простой при утилизации.
По мнению генерального директора некоммерческого фонда «Градостроительные реформы» Александра Высоковского, в современных городах необходимо развивать так называемые публичные пространства – создавать скверы, парки, бульвары и т.д. При этом такие пространства должны быть многофункциональными.
-В развитии городов мы отталкивались от жилой застройки, от промышленных объектов, и к этому уже пристраивалось все остальное. А надо действовать наоборот: сначала публичные пространства, и к ним уже подводить остальную застройку, - уверен Александр Высоковский. Он подчеркнул, что город должен быть создан для человека, для его удобства, и предложил новой команде мэра Иркутска разработать принципиально новую стратегию пространственно- социального развития города.
Генеральный директор Центра «Атом-инновации» Алексей Козьмин представил на форуме Проект комплексной модернизации городских инфраструктур (создание «Умного города»). По словам Алексея Козьмина, практически по всем инженерным инфраструктурам в настоящее время существуют современные технологии, обеспечивающие энергосбережение, безопасность и эффективность. В России пока нет «умных городов», но элементы современных технологий кое-где внедряются. Для Иркутска актуальны такие темы, как совершенствование водоснабжения (необходимо строительство второго водозабора), вопросы управления электроснабжением (при установке светодиодного освещения экономия может достигать 50%), утилизация отходов (применительно к местным условиям целесообразнее строить мусороперерабатывающий завод на три муниципальных образования – Иркутск, Ангарск и Ангарский район). Кроме того, Алексей Козьмин подчеркнул, что застройка города должна вестись строго в соответствии с градостроительной документацией.
-Городская среда должна вызывать позитивные эмоции, - подчеркнул Козьмин. – Нужно еще помнить, что люди – главный ресурс развития города и многое могут сделать сами, без привлечения бюджетных денег.
Профессор кафедры менеджмента на автомобильном транспорте ИрГТУ Александр Михайлов представил информацию о том, как решают ключевые транспортные проблемы зарубежные города, соразмерные Иркутску по площади и численности населения – Стокгольм и Штутгарт. В Стокгольме создается одна из самых дорогих в Европе транспортных систем с использованием скоростного трамвая. В Штутгарте основной пассажирский транспорт также рельсовый. Вообще же в Европе наблюдается «ренессанс трамвая», что, по мнению профессора ИрГТУ, следует учесть и Иркутску.
Председатель правления Красноярской организации Союза архитекторов России Борис Шаталов признался, что Красноярск учится у Иркутска – перенимает опыт реконструкции исторической застройки: проект 130-го квартала подтолкнул красноярцев к разработке плана аналогичного архитектурного решения. Сейчас они формируют проектную команду. В свою очередь Иркутск может использовать красноярский опыт по решению проблемы автопарковок.
Начальник департамента градостроительного проектирования ОАО «ГипродорНИИ» Екатерина Протасова в своем выступлении отметали, что «Иркутск может похвастаться тем, что здесь разработана вся линейка градостроительной документации». К слову, в России лишь 45% муниципальных образований полностью обеспечены всеми градостроительными документами. Между тем, она отметила и недостатки – стихийность в создании городской среды, высокая стоимость жилых «квадратов», отсутствие согласованной политики администраций города Иркутска и Иркутского района. «Надеюсь, сегодняшний форум станет переломным моментом в развитии Иркутска», - подчеркнула Екатерина Протасова.
В завершении форума участники отметили важность подобных мероприятий и высказали намерение продолжить обсуждение актуальных для города вопросов.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.