Капоэйра: искусство танца и борьбы

Протяжное пение под ритмы барабана и бубна. Солирует беримбау – инструмент,  похожий на лук с тыквой-резонатором. В круг встают стройные и мускулистые люди – все в белом.  Хлопками и выкриками они подбадривают игроков. Короткое рукопожатие противников, касание рукой земли – и игра начинается. Сначала мы видим плавные переходы в нижних положениях, обманные движения, удары ногами, остановленные в нескольких сантиметрах от цели. Игроки смотрят друг другу в глаза, пытаются угадать следующую атаку. Но вот темп музыки увеличивается. Повинуясь ритму, задаваемому беримбау, ускоряются и движения игроков. Высокие перелеты, быстрые круговые удары ногами, стойки на одной ладони, резкие уклонения, акробатические трюки. Гармоничные движения противников  становятся более отточенными и согласованными, они теперь как партнеры в танце. Напряжение схватки передается и зрителям, они кричат от восторга и пританцовывают в такт музыке. В этот момент в круге рождается аше - позитивная жизненная энергия, благодаря которой игроки могут выполнить элемент любой сложности, не чувствуя усталости.

Такова капоэйра – бразильское национальное боевое искусство. Кроме боевого аспекта (чаще бесконтактного боя), она включает элементы танца, акробатики,  сопровождается музыкой и пением. В капоэйре не дерутся, а «играют». Рода (Roda de capoeira) – игровой поединок в круге со строго соблюдаемыми многовековыми традициями.

В 16-17 веках колонизаторы-португальцы завозили в Бразилию рабов с африканского континента, в основном для работы на плантациях сахарного тростника. Из-за жестокого обращения чернокожие рабы часто убегали от хозяев и основывали свободные поселения – киломбуш. В одном из них и зародилась капоэйра как средство борьбы с угнетателями. Считается, что она могла произойти от ангольского боевого ритуального танца «нголо» – «танца зебр», исполнявшегося молодыми воинами во время обряда посвящения.

В 1888 году в Бразилии было отменено рабство. Огромное количество бывших рабов, оставшихся без работы, было вынуждено пойти по криминальному пути. Капоэйра стала оружием уличных банд, и власти объявили ее вне закона. На рубеже веков в Рио-де-Жанейро капоэйра продолжала существовать только как форма боя, тогда как в штате Баия мастера старались поддерживать старые традиции,  развивая не только боевую, но и музыкальную, и духовную составляющие.

Эти традиции сохранились и сейчас. Игра капоэйры всегда проходит под живую музыку. Один из сегментов роды составляют музыканты батерии - оркестра традиционных бразильских инструментов. Батерия обычно состоит из трех беримбау,  высокого африканского барабана атабаке и бубна пандейру. Песни в роде запевает ведущий, а хор ему отвечает – такая схема «запев-ответ» уходит корнями в африканскую народную музыку. Исключение составляет лишь начальная ладаинья  – соло ведущего роды. Все песни поются участниками на португальском языке.

Во времена, когда капоэйра была вне закона, проведение роды было связано с повышенной секретностью. Поэтому у каждого участника было два имени - для капоэйры и обычной жизни. Кстати, эта традиция сохранилась и до сих пор: во время батизаду (ритуала посвящения) ученику присваивается новое имя.

В 1930 году после военного переворота в Бразилии изменилась политическая обстановка и гонения на капоэйристов прекратились. В 1932 году открылась первая за все время школа капоэйры под руководством Местре Бимба (местре –  высший титул в этом боевом искусстве). Преподавание велось по специальной, разработанной им методике: «8 последовательностей Бимбы» до сих пор считаются основой обучения капоэйристов. Бимба первым ввел использование цветных поясов, обозначающих уровень ученика. Свой стиль он назвал «капоэйра Режионал».  

С образованием стиля Режионал для обозначения традиционной капоэйры стали использовать термин «Ангола».  Первой школой стиля Анголы стала школа Местре Паштиньи, открытая в 1941 году.

Игра Анголы, в отличие от Режионал,  в основном ведётся в нижнем положении, чаще в медленном ритме, с минимумом акробатики. Нападения здесь более скрыты, опытный анголейро может атаковать стремительно и неожиданно. У капоэйры Режионал более высокий темп, она основана на силе и рефлексах и больше внимания уделяет боевому аспекту.

Боевое искусство на стыке танца, музыки, фольклора, спорта, традиций, религии, акробатики, игры и скрытых намерений – капоэйра многогранна, как сама Бразилия. С культурой и традициями этой страны вы сможете подробнее ознакомиться в Бразильском культурном центре.