События » Пространство Гэсэра закрывается
Выставка яркого, самобытного бурятского автора, мастера бронзового литья, Гэсэра Зодбоева, к сожалению многих, завершает на днях свою работу.
В течение месяца Иркутский областной художественный музей давал возможность всем ценителям прекрасного погрузиться в особое пространство, в мир который с любовью создавал «гений земли бурятской».
Гэсэр Зодбоев родился в 1963 г. в Улан-Удэ в семье скульптора. В 1995 г. он окончил Красноярский государственный художественный институт, отделение керамики, но, несмотря на это, видимо, пойдя по стопам отца, занялся бронзовым литьем. С 1996 года Гэсэр начинает работать в Улан-Удэ в одной мастерской с Дмитрием Будажабэ. Вместе они возрождали почти утраченную древнюю бурятскую технику литья бронзы, создавали в соавторстве скульптурные композиции, помогали готовить первую выставку Даши Намдакову. Наиболее известными совместными проектами мастеров стали двухметровая скульптура Будды в Улан-Удэнском дацане (единственная в мире сделанная в такой технике и такой величины) и фонтан с рыбками, тоже украшающий столицу Бурятии.
Организаторы выставки «Пространство Гэсэра», владельцы галереи «Гороо» Дмитрий и Лина Ермонтович, рассказали, что экспозиция названа так не случайно. По буддистским представлениям жизнь состоит из четырех элементов – воды, огня, земли, воздуха, и есть пятый элемент, который объединяет все сущее, – пространство. «Пространство» у Зодбоева - это человек с раскинутыми руками, показывающий, что все вокруг необъятно, не имеет границ, и, словно ветер, скользит мимо него, сквозь пальцы, разметывая лохмотья одежды. Именно эта скульптура «малой формы» волею судьбы стала последней работой талантливого бурятского мастера, умершего в 44 года.
Творчество Гэсэра Зодбоева глубоко национально, причем самобытность народного искусства в его произведениях выражена необычайно ярко. Его работы находятся в частных коллекциях России, Франции, Японии. Одна из скульптур - «Первая молитва» - находится в коллекции Его Святейшества Далай-ламы XIV. «Его работы как бы единое целое с той природой, с которой они существуют. Ведь не случайно, особенно у восточных людей, в первобытных религиях есть представление о том, что они частица этого мира», - говорит Татьяна Огородникова, зам. директора по науке Художественного музея.
Вообще бронза, на мой взгляд, сложный материал, но Зодбоеву благодаря точности деталей, дотошности в мелочах, удалось оживить металл, придать правдоподобности. Я для себя разделила его работы на два вида: милые или семейный цикл, и серьезные. «Первый снежок» и «первая капель» вызвали у меня восторг и умиление. Хитрые, добрые личики, смешные хвостики и косички не могут вызывать других чувств. «Пастушок» меня очаровал прелестными барашками, а «Бабушка, обнимающая внука», «Ожидание» и подобные напомнили о силе и нерушимости семейных ценностей.
Но если в перечисленных выше работах все было более-менее однозначно, то в «серьезных» - наоборот. Каждый видел что-то свое, трактовал и разъяснял по своему. Так при мне вызвал спор «Водопой» - колчан со стрелами и луком, плавно переходящий в морду лошади, уткнувшуюся в основание. Кто-то видел в этом сравнение стремительности и скорости древнего оружия и животного, кто-то исходя из названия, делал вывод, что «сила в силе, но для ее появления нужен источник». А может автор и то и то имел в виду или же нечто совсем иное…
«Автор – гений» говорили одни, «Сродни полету над бурятской степью свидание со скульптурами Зодбоева, пластика скульптур сродни самой природе», «большая глубина произведений, изюминка в работах» - писали другие и ни у кого не было даже намека на разочарование от «близкого знакомства с бурятской культурой».
В течение месяца Иркутский областной художественный музей давал возможность всем ценителям прекрасного погрузиться в особое пространство, в мир который с любовью создавал «гений земли бурятской».
Гэсэр Зодбоев родился в 1963 г. в Улан-Удэ в семье скульптора. В 1995 г. он окончил Красноярский государственный художественный институт, отделение керамики, но, несмотря на это, видимо, пойдя по стопам отца, занялся бронзовым литьем. С 1996 года Гэсэр начинает работать в Улан-Удэ в одной мастерской с Дмитрием Будажабэ. Вместе они возрождали почти утраченную древнюю бурятскую технику литья бронзы, создавали в соавторстве скульптурные композиции, помогали готовить первую выставку Даши Намдакову. Наиболее известными совместными проектами мастеров стали двухметровая скульптура Будды в Улан-Удэнском дацане (единственная в мире сделанная в такой технике и такой величины) и фонтан с рыбками, тоже украшающий столицу Бурятии.
Организаторы выставки «Пространство Гэсэра», владельцы галереи «Гороо» Дмитрий и Лина Ермонтович, рассказали, что экспозиция названа так не случайно. По буддистским представлениям жизнь состоит из четырех элементов – воды, огня, земли, воздуха, и есть пятый элемент, который объединяет все сущее, – пространство. «Пространство» у Зодбоева - это человек с раскинутыми руками, показывающий, что все вокруг необъятно, не имеет границ, и, словно ветер, скользит мимо него, сквозь пальцы, разметывая лохмотья одежды. Именно эта скульптура «малой формы» волею судьбы стала последней работой талантливого бурятского мастера, умершего в 44 года.
Творчество Гэсэра Зодбоева глубоко национально, причем самобытность народного искусства в его произведениях выражена необычайно ярко. Его работы находятся в частных коллекциях России, Франции, Японии. Одна из скульптур - «Первая молитва» - находится в коллекции Его Святейшества Далай-ламы XIV. «Его работы как бы единое целое с той природой, с которой они существуют. Ведь не случайно, особенно у восточных людей, в первобытных религиях есть представление о том, что они частица этого мира», - говорит Татьяна Огородникова, зам. директора по науке Художественного музея.
Вообще бронза, на мой взгляд, сложный материал, но Зодбоеву благодаря точности деталей, дотошности в мелочах, удалось оживить металл, придать правдоподобности. Я для себя разделила его работы на два вида: милые или семейный цикл, и серьезные. «Первый снежок» и «первая капель» вызвали у меня восторг и умиление. Хитрые, добрые личики, смешные хвостики и косички не могут вызывать других чувств. «Пастушок» меня очаровал прелестными барашками, а «Бабушка, обнимающая внука», «Ожидание» и подобные напомнили о силе и нерушимости семейных ценностей.
Но если в перечисленных выше работах все было более-менее однозначно, то в «серьезных» - наоборот. Каждый видел что-то свое, трактовал и разъяснял по своему. Так при мне вызвал спор «Водопой» - колчан со стрелами и луком, плавно переходящий в морду лошади, уткнувшуюся в основание. Кто-то видел в этом сравнение стремительности и скорости древнего оружия и животного, кто-то исходя из названия, делал вывод, что «сила в силе, но для ее появления нужен источник». А может автор и то и то имел в виду или же нечто совсем иное…
«Автор – гений» говорили одни, «Сродни полету над бурятской степью свидание со скульптурами Зодбоева, пластика скульптур сродни самой природе», «большая глубина произведений, изюминка в работах» - писали другие и ни у кого не было даже намека на разочарование от «близкого знакомства с бурятской культурой».
Комментировать данное событие запрещено :(